ulia_ukke (ulia_ukke) wrote,
ulia_ukke
ulia_ukke

Categories:

Е.Водолазкин «Оправдание острова»

Полагают, что первые главы хроники принадлежат перу иеромонаха Никона Историка. За всю историю своего существования рукопись ни разу не покидала стен Спасо-Островного монастыря: это было строжайше запрещено. Находясь в священном пространстве, история, по мнению хронистов, была защищена от подделок. Сейчас с историей обращаются свободно: пишет ее кто угодно и где угодно. Не в этом ли причина многочисленных фальсификаций?
**
- Основной вопрос только один и касается обстоятельств создания мира. Средневековье отвечало: мир создан Богом. Что говорит об этом современность? … Современность говорит: не знаю. И отчего-то мне кажется, что другого объяснения у науки никогда не будет.
- Почему же, интересно, не будет?
- Чистая логика. Наука занимается только физическим миром, но, чтобы объяснить этот мир в целом, нужно выйти за его пределы. А ей некуда выходить.
**
По выходе из церкви дядя Ксении осведомился у епископа, отчего летали голуби и мыши. А главное - что сим знаменовали? Феопемпт же, посмотрев на дядю, улыбнулся. Сказал:
А ничего не знаменовали. Просто летали.
Подивившись легкомыслию ответа, князь Аверкий возразил:
Они летали вне храма и внутри, а это не может не быть знамением.
Вышеозначенным тварям Божиим, отвечал епископ, свойственно летать, как тебе ходить. Ты вот, скажем, ходил по храму, но знаменовал ли собою что?
**
Говорят, что саранча, будучи созданием стайным, не имеет отдельной воли, но лишь общую волю стаи, предводительствуемой вожаком. Сев на землю, эти существа пожирают все растущее на ней. Изредка, однако, бывает, что вожак ошибается, и тогда вся стая, как слипшийся ком, гибнет в море, и никто не спасается, потому что не может покинуть стаю. Не подобны ли саранче те люди, что растворяют свою волю в воле толпы и пропадают без вести в волнах житейского моря?
**
Император доводил до сведения князя, что создаваемая им империя неслучайна, и в том, что ему покорились ближние и дальние государства, он видит несомненный знак этой неслучайности. По мысли Никифора, большие империи создаются для больших идей, и для того малые государства соединяются в одно большое, а предел этому кладет лишь полное их вхождение в империю.
Предвидя возражения Парфения, августейший философ указал, что присоединенных государств слишком много не бывает, поскольку все реки текут в море, и море не переполняется. Пока же хоть одна река в море не впала, воды в нем не будет достаточно…
**
Скольжу глазами по мелкому, но ровному почерку Парфения… А вот написанное мной: наши почерки стали похожи. Так бывает с теми, кто долго живет вместе. Уподобляется почерк, внешность, ощущения, мысли. В целом люди. Один из двоих уходит, оставляя второму все эти совместно нажитые вещи. Уходит второй – и от обоих остается только почерк…
**
Чувству и мысли надлежит пребывать в гармонии, чтобы друг друга сдерживать. Если одна из составляющих потеряна, жди великих несчастий.
**
Что прискорбно: злодеев в прогрессивных кругах надлежало называть не злодеями, но борцами за лучшую жизнь. В чем эта жизнь состояла, а главное – чем была плоха нынешняя, никто, включая означенных борцов, не знал. Может быть, поэтому борцы перестали говорить о лучшей жизни и заменили ее на новую. В том, что она будет лучшей, усомнились многие, в том же, что она будет новой, не сомневался никто.
**
В лето двадцатое Парфения и Ксении начались демонстрации, нечто, прежде невиданное. Поскольку в названии события ясно слышалось демон, собрать сколько-нибудь значительно количество участников первоначально не удавалось. Но было очевидно, что это слово наполнено какой-то нездешней силой, поскольку дело постепенно сдвинулось с мертвой точки. А может, наоборот, к ней направилось: здесь все зависело от взгляда.
**
Новая жизнь. Когда я слышала это словосочетание, меня переполняла обида за нынешнюю, которая вовсе не была такой уж плохой. Настоящее проигрывает будущему, как реальность – фантазии. И тут бессмысленны уговоры: будущее обладает безграничными ресурсами. Это потом его можно сравнить с настоящим, только смысла в этом уже нет. Поздно.
**
Верьте мне, чада, что на ненависти не построить ничего доброго, ибо ненависть зыбка, как песок, и все стоящее на ней рассыпается.
**
- Бывают случаи, когда государство не в силах защитить закон. В этих случаях государство может только одно – отойти в сторону и не проливать ненужной крови. Мятеж не в стране – он в душах, и там армия не может одержать победу.
**
В третье лето президенства Вальдемара на Острове во множестве стали возводиться здания отделений континентальных компаний. Вальдемар не уставал повторять, что впервые в совей истории Остров распахнулся навстречу миру. Распахнутость эта была явлена прежде всего в усиленном вывозе на Большую землю полезных ископаемых и леса. Обратным течением островитянам приносило множество не знаемых ими вещей: романы Стинга, пластинки Кинга, стразы, стринги…
И многие стали как континентальные – неторопливо ходили с рукой в кармане брюк и произносили: это твои проблемы. Произносили: я вас услышал. Спрашивали: цена вопроса? Те же, кому это было не дано, печалились в сердце своем, поскольку не успевали за легкой поступью Президента, вводившего свой народ в светлое царство прогресса.
**
Мы открылись миру, и это было нам во благо. Но сказано ведь, что есть время обнимать и есть время уклоняться от объятий. Наступили дни, когда охватили нас недуги, и благо обернулось вредом, так как от своих недугов мы не избавились, а чужие приобрели…
**
Известно ведь, что история есть лишь путь, по которому идет человек. На этом пути можно умножать добро или сеять зло, и это зависит от выбора каждого.
Tags: книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments