ulia_ukke (ulia_ukke) wrote,
ulia_ukke
ulia_ukke

Categories:

дом Жолтовского с посещением мастерской художника.

Этот дом еще называют Дом с башней на Смоленской площади. Это тот самый дом в стиле сталинского ампира, в котором находится вход в метро «Смоленская» Филевской линии.
Работа над домом была начата в 1939, а завершена в начале 50-х.

Иван (вообще-то Ян) Владиславовия Жолтовский родился в польской семье ещё при Александре Втором и прожил долгую жизнь, 91 год.
Вот фото в кабинете, где он уже в солидном возрасте, интересно оно именно тем, что примерно в этом возрасте он делал этот дом - в  80 лет, а в описаниях очевидцев - бодро бегает по этажам. Ещё личная деталь: всю жизь курил трубку, табак с мёдом, и всюду его сопровождал этот запах.

Ссылка на статью об архитекторе, откуда фото: https://историк.рф/journal/36/dom-zholtovskogo-3e.html

Первый хороший заказ Жолтовский получает в 33 года, он рисует интерьеры гостиницы Метрополь.
А первое его здание - дом Страхового общества на Скаковой аллее.
Он уже несколько лет прожил в Италии и пришёл к убеждению, что именно нео-ренессанс нужен ему в работе.
И после этого проекта начинается взлёт его карьеры.
Он строит особняк Тарасова, где архитектору была предоставлена свобода как снаружи, так и внутри. По сути это копия палаццо.
(ссылка на мой рассказ об этом особняке: https://ulia-ukke.livejournal.com/850337.html)

После революции он, по сути, становится главным архитектором страны.
В 20-х, в эпоху конструктивизма, дружба с Луначарским помогает ему уехать в Италию, повод - изучение палладианства. Жолтовский много ездит, фотографирует, зарисовает - все это осталось в его архивах.
По возвращении он сначала не у дел, но потом принимает участие в конкурсе Дворца советов. И занимает 3 место из 200 заявок.
И после этого ему дают дом на Моховой. Ему доверили здание, напрямую смотрящее на Красную площадь. И впервые он использует свои палладианские приёмы в многоэтажном здании. И попадает в десятку. Дом этот назовут "гвоздем в гроб конструктивизма".

И в этот дом с башней - кстати, башни изначально в проекте не было, но пространство просило какой-то доминанты - он приносит те же свои приёмы: колонны, плафоны и пр. Как ему удалось это в 50-е годы?
Есть легенда, что он спорил за эту башню и чуть ли не за свои деньги в итоге её построил.
В башне была его мастерская, под башней - его квартира. Последующие жильцы все в квартире переделали.

В доме 4 подъезда, ни один не повторяется.
Первый самый лаконичный, практически конструктивистский.
Второй и третий - парадные подъезды, имеют плафоны, фальш-камины, колонны.

Четвертый  - с башней и самый стильный, сделан как бы для себя.
Плафоны расписывает Миняев, известный художник-монументалист.
А сюжеты - мифология, конечно, не пройдёт, но тогда эти люди берут сюжеты из Пушкина - Руслан и Людмила.

Есть еще два дома - близнеца, только без башен.
На Ленинском пр., за который Жолтовский получит первую и единственную премию.
И дом на пр. Мира это уже времена, когда декор совсем начинает уходить. (фото из сети)

Вернёмся к нашему дому.
Странные детали - обрыв карниза. Сделано это для того, чтобы воспринимать дом как два и тем сделать его легче. (раньше я думала, что просто деньги закончились)

Несколько видов окон и очень элегантно в декор вплетены звезды. Угловой балкон - тоже прямая отсылка к Италии.


В доме была почта (продолжает быть) и три библиотеки - по согласованию с жильцами. Т.е. люди реально выбирали библиотеку, а не универсам.
Там где была детская библиотека, помещение становится позднее поликлиникой, сейчас диспансер. Туда можно зайти, но я не зашла.
Мы посмотрели только две библиотеки.
Первая:




Вторая библиотека




Квартира Анастасии Немоляевой находится в этом доме, с ней много публикаций, вот одна: https://www.kvartiravmoskve.ru/articles2/gde-zhivet-anastasiya-nemolyaeva/
И из нее фото.


И можно посмотреть квартиры на циане.

А мы пойдем в гости к художнику Олегу Тыркину, мастерская которого находится как раз в знаменитой башне.



Сейчас Олег увлекся техникой металлизации, готовится выставка "Старый новый год".




И скульптуры из дерева под металлизацией - кажется, что они очень тяжелые, а на самом деле нет.

Виды из мастерской на все четыре стороны





В "жилом" помещении - работы на тему "Маленький принц".



И тяжеленный хрустальный топор.

Остальное  хранится на домовом чердаке.

Детали подъезда.




И бонусом нам достается посещение детской библиотеки им.Горького, рядом, на Арбате. Связана она с нашим домом тем, что расписывал ее тоже художник Миняев. И, как бы продолжая тему пушкинских сказок, один из залов он полностью расписывает Лукоморьем.






А во втором уже - Горький. Но все равно красиво. )




Tags: дома, мастерские, художник
Subscribe

  • О. Берггольц "Ленинградский дневник" (сборник) - ч.3, стихи (фрагменты)

    1941–1953 Бой Я люблю Тебя любовью новой, горькой, всепрощающей, живой, Родина моя в венце терновом, с темной радугой над головой. Армия Он…

  • чужие стихи

    Август пахнет травой и солнцем. Август устал, но усталость его легка. И закаты листают страницы небесных лоций и уходят по ним в кругосветку летучие…

  • чужие стихи

    После того, как Дороти ударилась головой, она повредилась рассудком. Твердила про чьи-то мозги отдельно от головы, про железо, покрытое ржавчиной,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments